
«Качество образования, качество знаний и современные требования к ним»
Вопрос о качестве образования, которое дает школа, был актуальным во все времена. В последние годы проблема обострилась, и тому есть несколько причин:
- Возникновение новых разнообразных систем ценностей на фоне прогрессирующей деидеологизации образования, кризиса прежних систем ценностей.
- Последовательный и необратимый переход от единообразий учебных программ, учебников, учебных заведений к их разнообразию.
- В процессе формирования рынка образовательных продуктов и услуг утрачивается государственная монополия на принятие решений в сфере образования. Во многих регионах создаются свои программы, учебники, учебные планы, формы организации учебного процесса.
- Разрушение единого образовательного пространства вследствие названных причин.
Все эти явления неоднозначны и не дают гарантию повышения качества образования. Иногда происходит и наоборот.
Прежде чем начать обсуждение названной проблемы, дадим определение терминам «образование» и «качество образования» Это важно, так как даже словари дают разное толкование терминов.
По мере развития науки и практики понятие «образование» претерпевает изменения, развивается, дополняется, конкретизируется с учетом новых требований и условий. В нынешнем обыденном сознании понятие «образование» ассоциируется с передачей и освоением социального и культурного опыта, с передачей культурных ценностей, становлением личности.
В школе XXI века образование все больше должно становиться самообразованием. И тогда хороший педагог – это не искусный формовщик детской личности, а искусный создатель условий, при которых эта личность как можно раньше становится творцом собственного саморазвития. Сегодня на педсовете мы будем рассматривать понятие «образование» в широком смысле, включающем в себя обучение, воспитание и развитие.
Что же понимается под термином «качество образования»?
Каждый работающий в сфере образования сразу может сказать, что основные показатели качества образования в том или ином учреждении - это показатели ЗУН, результаты поступления выпускников в вузы, итоги предметных олимпиад того или иного уровня. Но только ли эти параметры определяют качество образования?
Понимание качества образования претерпело на протяжении последних лет существенные изменения. Традиционно оно рассматривалось как достижение запланированных результатов, отраженных в образовательных программах, и приравнивалось уровню обученности учащихся, имело количественное выражение.
В словаре понятий и терминов по законодательству РФ об образовании (В. М. Полонский) «качество образования выпускников» трактуется как определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания.
Таким образом, понятие «качество образования» предстает как соотношение цели и результата, мера выполнения цели. Иначе говоря, образование, полученное школьником, признается качественным, если учащиеся достигли высоких результатов достижении поставленных целей, которые формулируются обычно в модели выпускника.
Модель выпускника - примерный, желаемый образ личности школьника. Это тот идеал выпускника, на достижение которого направлена деятельность педагогического коллектива школы.
Притча
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец не знает все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Анализ работы школы за последние несколько лет показывает средний уровень качества обучения учащихся.
Следовательно, актуальность вопроса качества обучения очевидна. Контроль за качеством знаний в нашей школе находится в системе. Регулярно проводится мониторинг показателей качества знаний в целом по классам, по отдельным учителям-предметникам, по отдельным предметам и направлениям. По полученным данным также проводится анализ информации, следовательно, необходимость проведения педсовета по данной теме очевидна. Знание качества достигаемых результатов обучения – непременное условие успешной работы учителя, иначе его деятельность теряет смысл.
Неудовлетворенность современным образованием – явление всеобщее и, как показывает жизнь, начинает охватывать весь мир. Но обучение не может быть качественным, если оно не личностно ориентировано, если не созданы условия для развития каждого ребенка, даже не очень способного к обучению. На новое отношение к качеству образования должно уделяться внимание всех участников образовательного процесса. Одна из главных проблем —отношение отдельных учителей к качеству знаний учащихся. В развивающейся школе показатель качества должен включать: уровень знаний, уровень развития, уровень воспитанности.
«Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно» Киплинг
Заместитель директора по УВР Кириенко Елена Валериевна